Фаддей Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды. Беллинсгаузен и лазарев в поисках антарктиды Открытие русскими Антарктиды

Диеты 23.11.2021
Диеты

Подчеркнув успешность экспедиции во многих других отношениях, Кук заканчивает свой труд следующими словами: «уже одного этого будет довольно, чтобы во мнении благожелательных людей считать наше путешествие замечательным, особенно после того, как диспуты о южном континенте перестанут привлекать к себе внимание философов и вызывать у них разногласия».

Таким образом, роковая ошибка Кука имела своим следствием то, что в конце XVIII и в начале XIX в. господствовало убеждение, что Антарктиды вообще не существует, а все районы, окружавшие Южный полюс, представлялись тогда на карте «белым» пятном. В таких условиях была задумана первая русская антарктическая экспедиция.

Подготовка к экспедиции

Составление плана экспедиции. Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени – Головнина, Крузенштерна и Коцебу.

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И. Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де-Траверсе (Головнин в то время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка», из которого он вернулся уже после ухода антарктической экспедиции из Кронштадта).

В письме своем от 7 декабря 1818 г., первом по времени документе, касающемся данной экспедиции, Крузенштерн, в ответ на сообщение о намеченной посылке русских кораблей к южному и северному полюсам, просит у Траверсе разрешения представить свои соображения об организации такой экспедиции.

После этого морской министр поручил составление записок об организации экспедиции как Крузенштерну, так и целому ряду других компетентных лиц, в том числе представителю старшего поколения русских мореплавателей – знаменитому гидрографу вице-адмиралу Гавриле Андреевичу Сарычеву. Среди архивных документов имеется также записка «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции», не имеющая подписи, но, судя по ссылкам на опыт только что вернувшегося из кругосветного плавания брига «Рюрик» (пришел в Петербург 3 августа 1818 г.), принадлежащая перу командира последнего – лейтенанту О. Е. Коцебу. По некоторым данным можно полагать, что записка Коцебу является наиболее ранней из всех, и она предусматривает посылку из России только двух кораблей, причем разделение их намечалось у Гавайских островов, откуда один из кораблей должен был пересечь Тихий океан на запад – к Берингову проливу, второй – на восток, с целью попытаться приблизиться к Южному полюсу.

31 марта 1819 г. Крузенштерн послал морскому министру из Ревеля свою обширную записку на 14 страницах при сопроводительном письме. В письме Крузенштерн заявляет, что при его «страсти» к подобного рода путешествиям, он сам просил бы поставить его во главе экспедиции, однако этому препятствует серьезная болезнь глаз, и что он готов составить для будущего начальника экспедиции подробную инструкцию.

В своей записке Крузенштерн касается двух экспедиций – к Северному и к Южному полюсам, причем каждая из них включает по два корабля. Особенное внимание он, однако, уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». Это свое замечание Крузенштерн заключает следующими словами, полными патриотизма и любви к Родине и стремления к ее приоритету: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Поэтому Крузенштерн торопил с организацией этой экспедиции, считал «сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предначинаемы были… Путешествие, единственно предпринятое к обогащению познаний, имеет, конечно, увенчаться признательностью и удивлением потомства». Однако он все же «после строгого обдумывания» предлагает перенести начало экспедиции на следующий год, для более тщательной подготовки ее. Морской министр остался неудовлетворенным целым рядом предложений Крузенштерна, в частности относительно отсрочки экспедиции на год и раздельного выхода обеих экспедиций из Кронштадта (министр настаивал на совместном следовании всех четырех кораблей до определенного пункта и последующего их разделения по маршрутам).

Русской экспедицией открыта Антарктида

16 (28) января 1820 г. первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.

Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Д. Кук. После неудачных попыток найти Южный материк Кук заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

4 (16) июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - лейтенант Лазарев. Целью экспедиции были открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

В антарктических водах «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов о. Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. Плавание было чрезвычайно трудным и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. Следуя курсом на юг, русские мореплаватели 16 (28) января в районе 69°21" - 69°29" южной широты и 2°14" - 2°35" западной долготы открыли шестой материк Земли.

Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили - путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Лит.: Ларионов А. Открывшие Антарктиду // Моделист-Конструктор. 1968. № 4; Открытие Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев [Электронный ресурс] // Россия в красках. 2004-2015. URL: http ://ricolor .org /history /eng /expedition /antarctida / .

См. также в Президентской библиотеке:

В Антарктиде открыта первая советская научная станция «Мирный» // День в истории. 13 февраля 1956 г. ;

В Ленинграде был открыт первый в мире музей Арктики // День в истории. 8 января 1937 г. ;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 1 ;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 2 ;

Митинг в честь русских капитанов Михайло Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена на флотилии «Слава», 1951 г. : [фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова]. СПб., 2010 ;

Тарапыгин Ф. А. Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание. СПб., 1911 .

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – российский мореплаватель и путешественник немецкого происхождения. Его фамилия известна даже самым невнимательным выпускникам российских школ, а звание первооткрывателя Антарктиды навеки вписало Беллинсгаузена в историю мировых географических открытий.

Детство и юность

Фаддей Беллинсгаузен родился на свет 9 (20 – по новому стилю) сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя - Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на принадлежащем Эстонии острове Эзель, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком.

Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, а мальчика в 1789 году отправили учиться Морской кадетский корпус в Кронштадте, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. Учеба давалась мальчику без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание – в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803-го.

Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвел на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой.


Иван Федорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата «Мельпомена» и полгода в Финском заливе следил за вражеским флотом.

В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Черное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году мужчину срочно вызвали в столицу.

Морские экспедиции

Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных «познаний о нашем земном шаре». Для экспедиции подготовили два шлюпа – «Восток» и «Мирный», причем второй был перестроенным ледоходом, раньше носившим имя «Ладога».


Всей работой по подготовке занимался , командир «Мирного». Сам Беллинсгаузен окончательно был утвержден командиром «Востока» только за месяц до отплытия. Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов.

Спустя две недели плавания в южном направлении мореплаватели обнаружили, что поля льда повсюду, куда достает человеческий глаз К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причем вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вновь вернулись в порт Джекон, будущий Сидней.


В июле экспедиция подошла к архипелагу Туамоту, где открыла несколько неизвестных ранее атоллов. После корабли взяли курс на Таити, севернее которого обнаружились новые острова. В ноябре 1820 года, когда в Антарктике началась весна, Фаддей Фаддеевич вновь взял курс на южный полюс. В начале зимы корабли попали в страшную бурю и после этого еще 3 раза, преодолев Полярный круг, предпринимали не увенчавшиеся успехом попытки приблизиться к ледяному материку.

10 января 1821 года экспедиция заметила четкие признаки земли, но льдины не давали никакой возможности проложить к ней маршрут. Еще какое-то время попытав удачу, шлюпы все-таки повернули на восток и двинулись к открытым незадолго до этого Шетландским островам. Продолжать экспедицию дальше было невозможно – «Восток» был сильно поврежден и требовал капитального ремонта, и Беллинсгаузен отдал приказ возвращаться в Россию. 24 июля (по старому стилю) 1821 года суда вернулись в кронштадтский порт через 751 день плаванья.


Значение экспедиции трудно переоценить – в XVIII веке первым достиг морей возле Южного полюса и сообщил, что местные льды полностью непроходимы. Беллинсгаузен спустя 45 лет это утверждение опроверг, трижды переплыв Южный полярный круг, причем на судах, совершенно неподготовленных к подобным климатическим условиям.

Благодаря экспедиции были обнаружены Коралловая мель и 29 островов. Также участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктики и ее животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.


После антарктической экспедиции Беллинсгаузен поднял новый вопрос: мужчину заинтересовало, могут ли морские суда пройти в Амур. Однако проверку ждало фиаско - у мореплавателя не получилось обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме этого, погода помешала опровергнуть убеждение Жана Лаперуза о том, что Сахалин – это полуостров.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после завершения плавания к Антарктиде был произведен в чин капитана I ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом, а закончил службу в российском флоте мужчина уже в звании генерала, состоящего при особе Его Величества.

Личная жизнь

При подготовке экспедиции к Антарктиде Фаддей Фаддеевич познакомился с будущей женой – Анной Дмитриевной Байковой, но обвенчались они только после возвращения Беллинсгаузена, в 1826 году. Личную жизнь мужчина связал с совсем юной девушкой – Байкова была младше мореплавателя на 30 лет.

В браке родились 7 детей, из которых выжили только 4 дочери, а еще одна девочка и 2-е сыновей умерли в младенчестве. Анна, невзирая на то, что супруг был лютеранского вероисповедания, осталась православной. Женщина много времени посвящала благотворительности и общественной деятельности: помогала церковно-приходской школе, была устроительницей благотворительных вечеров.


Труды женщины были высоко оценены властями: Анну наградили «Меньшим крестом ордена Святой Екатерины», на обратной стороне которого выгравировали надпись на латыни, гласящую «Трудами сравнивается с супругом».

В 1839 году жизнь Беллинсгаузена стала окончательно связанной с Кронштадтом: мужчину назначили военным губернатором города и главным командиром порта. Приняв город в запустении, Фаддей Фаддеевич вложил много сил в его обустройство: благодаря Беллинсгаузену в Кронштадте разбили сады и построили библиотеку.

Смерть

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 13 января 1852 года, и его смерть стала причиной неподдельной скорби кронштадтцев и служащих флота. Некролог, посвященный мореплавателю, был напечатан в «Морском сборнике».


Причина смерти Беллинсгаузена не дошла до потомков, как и точное расположение его могилы – известно только то, что Фаддей Фаддеевич похоронен на Кронштадтском лютеранском кладбище, где сейчас установлен кенотаф.

11 сентября 1870 года на торжественной церемонии великому мореплавателю установили памятник в Екатерининском парке Кронштадта. Впоследствии именем Беллинсгаузена были названы не только географические объекты, но и – интересный факт – лунный кратер. Портреты, изображающие первооткрывателя Антарктиды, помещены на российские и венгерские марки.

Награды

  • Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия
  • Императорский Орден Равноапостольного Князя Владимира
  • Императорский орден Святого Благоверного Князя Александра Невского
  • Орден Белого орла
  • Императорский орден Святой Анны
  • Почетнейший орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика

Антарктида - это континент, который находится на самом юге нашей планеты. Центр его совпадает (примерно) с южным географическим полюсом. Океаны, омывающие Антарктиду: Тихий, Индийский и Атлантический. Сливаясь, они образуют

Несмотря на суровые климатические условия, фауна этого материка все-таки существует. Сегодня обитатели Антарктиды - это более 70 видов беспозвоночных. Также здесь гнездятся четыре вида пингвинов. Еще в глубокой древности встречались обитатели Антарктиды. Это доказывают останки динозавров, найденные здесь. На этой земле даже родился человек (это произошло впервые в 1978 году).

История до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

После высказывания Джеймса Кука о том, что земли, находящиеся за Южным полярным кругом, недоступны, более 50-ти лет ни один мореплаватель не захотел опровергнуть на практике мнение такого крупного авторитета. Впрочем, следует отметить, что в 1800-10 гг. в Тихом океане, его субантарктической полосе, английские моряки обнаружили небольшие земли. В 1800 году Генри Уотерхауз нашел здесь о-ва Антиподов, в 1806 Абрахам Бристоу открыл о-ва Окленд, а в 1810 году Фредерик Хесселбро натолкнулся на о. Кэмпбелл.

Открытие Новой Шетландии У. Смитом

Уильям Смит, еще один капитан из Англии, шедший с грузом в Вальпараисо на бриге "Уильямс", был отброшен штормом у мыса Горн на юг. В 1819 году, 19 февраля, он два раза видел землю, расположенную далее к югу, и принял ее за оконечность Южного материка. У. Смит возвратился домой в июне, и рассказы его об этой находке очень заинтересовали зверобоев. Второй раз он отправился в Вальпараисо в сентябре 1819 года и двинулся из любопытства к "своей" земле. Он 2 дня обследовал побережье, после чего вступил во владение ей, названной позже Новой Шетландией.

Идея организовать русскую экспедицию

Сарычев, Коцебу и Крузенштерн выступили инициаторами русской экспедиции, цель которой состояла в поисках Южного материка. одобрил их предложение в феврале 1819 года. Однако выяснилось, что времени у мореплавателей осталось очень мало: отплытие планировалась летом этого же года. Из-за спешки в состав экспедиции были включены разнотипные суда - переоборудованный в шлюп транспорт "Мирный" и шлюп "Восток". Оба корабля к плаванию в тяжелых условиях полярных широт не были приспособлены. Их командирами стали Беллинсгаузен и Лазарев.

Биография Беллинсгаузена

Фаддей Беллинсгаузен родился на (ныне - Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.

Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом "Минерва", а затем "Флора". Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.

Кто такой М. П. Лазарев?

Под стать ему был и его помощник, командовавший "Мирным", - Лазарев Михаил Петрович. Это был опытный, образованный моряк, впоследствии ставший прославленным флотоводцем и основателем Лазаревской морской школы. Лазарев Михаил Петрович родился в 1788 году, 3 ноября, во Владимирской губернии. В 1803 году он окончил Морской корпус, а затем в течение 5-ти лет плавал в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Лазарев по возвращении на родину продолжил службу на корабле "Всеволод". Он был участником боев против англо-шведского флота. Во время Отечественной войны Лазарев служил на "Фениксе", участвовал в высадке десанта в Данциге.

По предложению совместной российско-американской компании в сентябре 1813 года он стал командиром корабля "Суворов", на котором совершил первое свое кругосветное путешествие к берегам Аляски. Во время этого плавания он показал себя решительным и искусным морским офицером, а также смелым исследователем.

Подготовка к экспедиции

Долгое время была вакантной должность капитана "Востока" и начальника экспедиции. Только за месяц до выхода в открытое моря на нее был утвержден Ф.Ф. Беллинсгаузен. Поэтому работы по набору экипажей двух этих кораблей (порядка 190 человек), а также обеспечению их необходимым для долгого путешествия и переоборудованию в шлюп "Мирного" легли на плечи командира этого корабля, М.П. Лазарева. Главная задача экспедиции была обозначена как чисто научная. "Мирный" и "Восток" отличались не только своими размерами. "Мирный" был удобнее и в одном лишь проигрывал "Востоку" - в скорости хода.

Первые открытия

Оба корабля 4 июля 1819 года вышли из Кронштадта. Так началась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Моряки достигли о. Южной Георгии в декабре. Они 2 дня осуществляли опись юго-западного берега этого острова и открыли еще один, который был назван в честь Анненкова, лейтенанта "Мирного". После этого, взяв курс на юго-восток, корабли открыли 22 и 23 декабря 3 небольших острова вулканического происхождения (Маркиза де Траверсе).

Затем, двигаясь к юго-востоку, мореплаватели Антарктиды достигли открытой Д. Куком "Земли Сандвича". Это, как оказалось, архипелаг. При ясной погоде, редкой в этих местах, 3 января 1820 года русские подошли вплотную к Южному Туле - наиболее близкому к полюсу участку суши, открытому Куком. Они обнаружили, что "земля" эта состоит из 3-х скалистых островов, покрытых вечным льдом и снегом.

Первое пересечение Южного полярного круга

Русские, обходя тяжелые льды с востока, 15 января 1820 года впервые пересекли Южный полярный круг. На другой день они встретили на своем пути ледники Антарктиды. Они достигали огромной высоты и простирались за горизонт. Участники экспедиции продолжили двигаться к востоку, однако всегда встречали этот материк. В этот день была решена проблема, которую Д. Кук считал неразрешимой: русские подошли к северо-восточному выступу "ледяного континента" менее чем на 3 км. Через 110 лет льды Антарктиды усмотрели норвежские китобои. Они назвали этот материк Берегом Принцессы Марты.

Еще несколько приближений к материку и обнаружение шельфового ледника

"Восток" и "Мирный", пытаясь обойти непроходимые льды с востока, еще 3 раза пересекали в это лето полярный круг. Они хотели пройти ближе к полюсу, однако не могли продвинуться дальше, чем в первый раз. Много раз кораблям угрожала опасность. Внезапно ясный день сменялся мрачным, шел снег, крепчал ветер, и горизонта становилось практически не видно. В этом районе был обнаружен шельфовый ледник, названный в 1960 году в честь Лазарева. Он был нанесен на карту, правда, намного севернее его нынешнего положения. Тем не менее ошибки здесь нет: как теперь установлено, шельфовые ледники Антарктиды отступают к югу.

Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее

Кончилось короткое антарктическое лето. В 1820 году, в начале марта, "Мирный" и "Восток" разлучились по договоренности для того, чтобы лучше осмотреть 50-е широты Индийского океана в юго-восточной части. Они встретились в апреле в Сиднее и простояли здесь месяц. Беллинсгаузен и Лазарев в июле обследовали архипелаг Туамоту, обнаружили здесь ряд обитаемых атоллов, которые не были нанесены на карты, и назвали их в честь русских государственных деятелей, флотоводцев и полководцев.

Дальнейшие открытия

К. Торсон высадился впервые на атоллах Грейга и Моллера. А находящиеся на западе и в центре Туамоту были названы Беллинсгаузеном о-вами Россиян. На северо-западе на карте появился остров Лазарева. Корабли оттуда отправились к Таити. 1 августа к северу от него они обнаружили о. Восток, а 19 августа на обратном пути к Сиднею обнаружили к юго-востоку от Фиджи еще несколько островов, включая о-ва Симонова и Михайлова.

Новый штурм материка

В ноябре 1820 года, после стоянки в Порт-Джэксоне, экспедиция отправилась к "льдинному материку" и выдержала в середине декабря сильную бурю. Шлюпы еще трижды пересекали полярный круг. Дважды они близко к материку не подходили, однако в третий раз увидели явные признаки земли. В 1821 году, 10 января, экспедиция продвинулась на юг, однако была вынуждена вновь отступить перед возникшим ледяным барьером. Русские, повернув на восток, увидели через несколько часов берег. Остров, покрытый снегом, был назван в честь Петра I.

Открытие Берега Александра I

15 января при ясной погоде первооткрыватели Антарктиды увидели землю на юге. С "Мирного" открылся высокий мыс, соединенный с цепью невысоких гор узким перешейком, а с "Востока" виднелся гористый берег. Беллинсгаузен его назвал "Берегом Александра I". Пробиться к нему из-за сплошного льда, к сожалению, не удалось. Беллинсгаузен вновь повернул к югу и вышел в обнаружив здесь Новую Шетландию, открытую У. Смитом. Первооткрыватели Антарктиды исследовали ее и обнаружили, что она представляет собой цепь островов, которые простираются почти на 600 км в восточном направлении. Некоторые Южные были названы в память о сражениях с Наполеоном.

Итоги экспедиции

30 января было обнаружено, что "Востоку" требуется капитальный ремонт, и было решено повернуть на север. В 1821 году, 24 июля, шлюпы возвратились в Кронштадт после путешествия длиной в 751 день. За это время первооткрыватели Антарктиды находились под парусами 527 дней, а 122 из них - южнее 60° ю. ш.

По географическим результатам совершенная экспедиция стала величайшей в 19 веке и первой в истории русской антарктической экспедицией. Была обнаружена новая часть света, названная позже Антарктидой. К ее берегам 9 раз подходили русские моряки, а четырежды приближались на расстояние 3-15 км. Первооткрыватели Антарктиды впервые охарактеризовали примыкающие к "ледяному континенту" крупные акватории, классифицировали и описали льды материка, а также в общих чертах указали верную характеристику его климата. 28 объектов было нанесено на карту Антарктики, и все они получили русские названия. В тропиках и в высоких южных широтах открыто было 29 островов.

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

автора

Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Рекомендуем почитать

Наверх